Freedom Force Records - Official forum

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Freedom Force Records - Official forum » Сведение » Некоторые рекомендации по применению динамической обработки


Некоторые рекомендации по применению динамической обработки

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

При записи современной музыки динамический диапазон фонограммы, как правило, подвергается существенному сжатию. Динамической диапазон почти в обязательном порядке обрабатывается компрессором при записи вокала и акустических музыкальных инструментов.
В целях подавления шумов и тихих звуков заднего плана широко применяется гейт.

Применение компрессора. Часть 1.

Восприятие музыки зависит от динамического диапазона, так как динамика позволяет передать эмоциональное содержание. Если совершенно сгладить динамику, сделать один неизменный средний уровень, то получится музыка, которую неинтересно слушать.
Неопытный вокалист обычно допускает большие перепады в громкости. В результате некоторые слова тонут в общем звучании музыки, а другие, наоборот, слышны слишком громко. Поэтому при записи вокала всегда используется компрессия.
Когда у вокалиста есть проблемы с шипящими звуками, а смена типа микрофона и его расположения не приводит к исправлению ситуации, тогда при сведении стоит использовать компрессор в режиме деэссера, в котором устраняются свистящие и шипящие согласные в вокальной партии.
Если путем фильтрации при помощи внешнего эквалайзера подавить все низкие частоты, поступающие на вход канала управления, компрессор будет реагировать только на высокие звуки. В таком случае сигнал, управляющий компрессором, формируется только из тех компонентов исходного аудиосигнала, что составляют свист и шипение. В этом и заключается принцип действия деэссера. Выбор частотных составляющих, на которые надо повлиять, производится на слух. Эквалайзер, включенный в канал управления компрессором, должен усиливать частоты в области 4—10 кГц. Однако нужно подобрать точную АЧХ. Для этого можно сначала прослушивать аудиосигнал без Компрессии, пропуская его только через эквалайзер и настраивая его фильтры до тех пор, пока свистящий призвук не будет максимально слышен. Для этих целей подходят параметрические эквалайзеры.
Лучше не использовать здесь графический эквалайзер, так как нужные частоты могут находиться между центральными частотами полос регуляторов, что сделает невозможным точную настройку, и деэссер не будет справляться со своей задачей.
В составе виртуального прибора динамической обработки программы Cool Edit Pro имеется фильтр, позволяющий реализовать деэссер. Несколько вариантов деэссера содержатся в фирменных пресетах, входящих в поставку программы (разд. 12.7).
Выбор частоты эквалайзера около 50 Гц поможет устранить "плевки" в записи вокала, вызванные взрывными согласными, из которых самая неприятная — "п". Но лучше все же постараться уменьшить «плевки» на этапе записи (при помощи микрофона, имеющего акустические фильтры, или сетчатого экрана), чем потом пытаться исправить это при сведении.
Кстати говоря, если вам не удается приобрести фирменный экран, защищающий микрофон от "задувания" дыханием вокалиста и последствий произнесения взрывных согласных, то вы можете сделать его сами. На любой ободок в форме окружности диаметром 15—20 см (когда-то мы использовали в этих целях пяльца для вышивания) натяните 3—5 слоев капроновой ткани (например, от старых чулок). Самодельный экран укрепите на стойке микрофона перпендикулярно к его оси. Расстояние от поверхности ткани до микрофона может составлять 1—3 см. После этого проблема звука "п" будет практически решена.
Однако возвратимся к применению компрессора.
Оптимальное время атаки и затухания зависит от музыкального материала. Например, мощный бас-барабан в миксе вызовет компрессию всех остальных звуков. В результате все верхние частоты более тихих звуков будут звучать тише. Это сделает звучание музыки глухим. Чтобы избежать такого эффекта и придать звуку энергию, надо немного увеличить время атаки, чтобы компрессор не успевал сработать. Он пропустит начала сигналов (атаку), не уменьшая уровня, после чего произойдет компрессия. А ведь именно фаза атаки, как правило, определяет уровень высокочастотных составляющих в спектре сигнала, формируемого тем или иным инструментом.
Рассмотренный способ часто применяется при записи бас-барабанов и бас-гитар: начальная атака должна проходить без ослабления. Это значит, что сигнал на короткое время все же превышает заданный уровень, но такие перегрузки и искажения не заметны на слух. При работе с цифровыми устройствами записи и в других случаях, когда требуется, чтобы перегрузок вообще не было, в тракт обработки сигнала включают лимитер, который отслеживает пики.

Применение компрессора. Часть 2.

Очень важно правильно установить время восстановления. Если оно слишком мало, то будет слышно, как срабатывает компрессор. И наоборот: если время восстановления слишком велико, компрессор может не успеть вернуться в нормальное состояние до того, как следующий тихий сигнал появится на его входе, и динамический диапазон этого сигнала будет сжат больше, чем требуется.
Если время атаки и время восстановления слишком малы, то низкочастотные звуки подвергаются искажению, так как происходит компрессирование на каждом цикле сигнала (вместо того, чтобы регулировать амплитуду всей огибающей). Для предотвращения этого в компрессорах имеется регулировка времени отпирания: компрессор не может перейти в фазу восстановления прежде, чем истечет это время (обычно около 50 мс). Характерное звучание компрессора зависит от того, как реагирует канал управления на изменение уровня входного сигнала. В управляющей цепи включается фильтр для выбора частот, на которые должен реагировать компрессор. Применение фильтра обусловлено тем, что человеческое ухо воспринимает сигналы разной высоты как сигналы разного уровня.
Канал управления может быть настроен таким образом, что он либо будет реагировать на максимальные (пиковые) значения уровня сигнала, либо будет управлять компрессией по среднему значению уровня входного сигнала. Это различие также заметно на слух.
Обычно не требуется получать резкую атаку в словах при записи речи или вокала. Поэтому время атаки компрессора должно быть малым (компрессия начинается сразу). Время восстановления следует попробовать установить 0,5 с. Возможно, в дальнейшем его значение придется уточнить. Время удержания должно быть мало или равно нулю. Уровень компрессии подбирается для каждого конкретного исполнителя. Для эстрадных вокалистов уровень устанавливается в пределах 10— 15 дБ на громких пассажах.
Если на вокальном треке нет других сигналов, то можно использовать экспандер/ гейт, встроенный в компрессор, чтобы расчистить паузу между словами и фразами.
Это делается затем, чтобы компрессор не усиливал шумы в паузах, не делал более слышимыми звуки вдоха, открывания рта, и т. д., особенно, когда требуется высокий уровень компрессии.
Канал управления можно использовать для управления компрессором от другого источника сигнала (уровень внешнего сигнала будет влиять на степень компрессии). Например, если аккомпанемент поступает на вход компрессора, а вокал — на вход канала управления, то уровень вокала будет влиять на уровень гроомкости аккомпанемента, и голос будет хорошо слышен. В тех местах, где вольная партия отсутствует, уровень громкости аккомпанемента возвращается к исходному значению.
Поскольку компрессор не отличает полезный сигнал с низким уровнем от шумов таким же уровнем, то эти шумы подчеркиваются им. Ведь компрессор переходит в режим максимального усиления во время тихих пассажей или пауз в вокальной партии.
Вокал принято записывать с компрессией, но лучше его при этом недокомпрессовать, чем пере компрессировать. Всегда можно добавить компрессии на этапе сведения, но гораздо труднее на этом этапе устранять последствия излишней компрессии при записи партии. Поэтому совместно с компрессором нужно использовать гейт, позволяющий в такие моменты заглушать сигнал. Порог срабатывания гейта следует выбрать достаточно низким, чтобы отрезался только шум, а тихие музыкальные пассажи не заглушались.
Компрессор может делать звук менее отчетливым за счет ослабления всего сигнала при коротких пиках звучания отдельных инструментов. При этом "теряются" тихие сигналы с высокочастотной составляющей. Чтобы решить эту проблему, надо использовать компрессор, который разделяет частоты на несколько полос и компрессирует их независимо друг от друга, а затем комбинирует их (разд. 24.2.1).
Компрессоры включаются в линию сигнала через точку разрыва на микшере. Их не следует подключать через посылы на эффекты, так как эффекты подмешивают обработанную часть сигнала к необработанному. В случае применения компрессора обрабатывается весь сигнал.
Кратко рассмотрим особенности применения компрессора при записи наиболее распространенных акустических инструментов.
Звук акустической гитары с металлическими струнами при компрессировании становится более плотным и ровным. Установки компрессора в основном совпадают с теми, что применяются при компрессировании вокала, за исключением времени атаки. Чтобы придать звучанию гитары хорошую, звонкую атаку, этот параметр должен быть установлен в пределах 10—40 мс. Тогда атака каждой ноты и аккорда будет проходить через компрессор неизмененной.
Для бас-гитары, как и для акустической гитары, время восстановления должно быть подобрано с учетом манеры игры конкретного исполнителя. Может быть, вам потребуется увеличить коэффициент компрессии до 5:1 и больше, чтобы хорошо контролировать громкие ноты. В медленных композициях время восстановления компрессора может быть не менее 0,5 с. Если не требуется подчеркивать атаку каждой ноты, установите малое время атаки.
Электрогитара с сильно искаженным звучанием (дистошн) уже сама по себе имеет ровную динамику, так как эффект дистошн работает, как компрессор. Поэтому, скорее всего, применять компрессию не потребуется. Чисто звучащая ритм-гитара нуждается почти в такой же компрессии, как акустическая. Установки — те же самые.
Ударные инструменты в современной музыке записываются с небольшими различиями в динамике. Компрессия применяется здесь часто, особенно если исполнитель играет недостаточно ровно. В первую очередь это касается бас-барабана и томов. В танцевальной музыке уровень звука малого барабана также стремятся удерживать одинаковым. Для начала нужно установить коэффициент компрессии в пределах 4:1—6:1; время атаки — 10 мс (чтобы подчеркнуть каждый удар). Время восстановления по возможности должно быть меньше, чем временной интервал между ударами (примерно 20—100 мс). После этого установите порог срабатывания так, чтобы к тихим звукам применялась меньшая компрессия, чем к громким.
Тарелки обычно не компрессируются, иначе они будут звучать ненатурально.
Преимущество компрессии окончательного микса состоит в том, что средний уровень громкости композиции увеличивается. Музыка звучит громче, хотя пики остаются теми же, что и были. Если компрессия микса применяется при подготовке музыки для радио, то установите короткое время атаки (0—10 мс), время восстановления минимальным, время удержания 20—50 мс.
Для сохранения баланса в левом и правом каналах компрессор должен работать в режиме стерео. Компрессия в обоих каналах должна быть одинакова, иначе один канал будет звучать громче, чем другой.

Применение эквалайзеров

Эквалайзер применяют практически на любом этапе любого процесса обработки звука — от записи живого концерта до сведения многоканальной студийной записи. В основном эквалайзеры применяют для того, чтобы исправить звуковой сигнал, который не соответствует определенным требованиям.
Девин Дево и Аарон Трумм советуют придерживаться нескольких золотых правил применения эквалайзера:
Маловероятно получение высокого качества звучания за счет изменения АЧХ в больших пределах. Таким путем звук можно только испортить.
Если какой-то из инструментов в миксе звучит неразборчиво, попробуйте прибрать определенные частоты в сигналах других треков.
Мешающие друг другу треки можно разделить, подчеркивая и вырезая в них частоты разных диапазонов.
Из треков, которые звучат «высоко» (например, гитары или железо ударной установки), обычно приходится вырезать высокие частоты и частоты выше средних, добавляя низкие и «низкие» средние частоты.
В звуке бас-гитары и бас-барабана есть смысл поднимать средние и высокие частоты. Это необходимо для того, чтобы их было слышно на системах с маломощными дешевыми динамиками. Малый барабан и гитары будут звучать «теплее», если убрать высокие частоты и добавить немного низких средних.
Струнные и фортепиано редко нуждаются в обработке. Вырезать низкие и средние частоты из них целесообразно лишь в том случае, если инструменты исполняют фоновую партию.

Целесообразность применения эквалайзера для обработки голоса определяется характером вокала. Обычно приходится немного приподнимать средние и высокие средние, а также вырезать определенные участки средних у звука гитар (среди звука гитар вокал "теряется"). Частотный спектр человеческого голоса можно условно разделить на три диапазона согласно входящим в них звукам — взрывным, гласным и шипящим. Взрывные звуки лежат в диапазоне от 125 до 250 Гц и обеспечивают разборчивость речи. На долю гласных, которые лежат в диапазоне от 350 до 2000 Гц, приходится максимальное количество голосовой энергии.

Шипящие в диапазоне от 1500 до 4000 Гц несут сравнительно мало энергии, однако от них также зависит четкость и разборчивость речи. Частотный диапазон от 63 до 500 Гц содержит около 60% всей энергии голоса, однако на его долю приходится лишь 5% информационного наполнения речи. Диапазон от 500 Гц до 1 кГц содержит около 35% информации, а остальные 60% информационного наполнения приходятся на долю диапазона от 1 до 8 кГц (шипящие), который несет лишь 5% энергии. Уменьшая уровень сигнала в области низких частот, и поднимая его в диапазоне 1—5 кГц, можно повысить субъективно воспринимаемую четкость и разборчивость речи или вокала. Подъем частотной характеристики в области 100 —250 Гц делает вокал гулким и "грудным". Вырезание участка 150—500 Гц приводит к тому, что голос начинает звучать "как в трубе", открыто и пусто. "Провалы" отдельных участков АЧХ в диапазоне 500—1000 Гц делают голос жестче, а подъемы в области 1 и 3 кГц придают вокалу металлический «носовой» оттенок. Вырезание участков в диапазоне 2—5 кГц делает голос вялым, безжизненным и неразборчивым, а усиление частот 4—10 кГц приводит к появлению яркости.

Слишком большой подъем АЧХ в областях:

> 315 Гц — 1 кГц приводит к неестественному "телефонному" звучанию
> 2—4 кГц может привести к маскированию таких звуков, как "М", "Б", "В"
> 1 —4 кГц обычно вызывает у аудитории ощущение слуховой усталости. Проще всего подчеркнуть голос, подняв в нем участок в области 3 кГц и вырезав этот же участок в звуке остальных инструментов
Для получения приемлемого результата все частотные коррекции голоса следует производить параметрическими эквалайзерами.

Многие инструменты генерируют звуки со сложными частотно-пространственными характеристиками, которые практически невозможно воспроизвести при близком расположении микрофонов. Для того чтобы компенсировать эти частотные неравномерности, и применяются эквалайзеры. Следует стремиться снять микрофоном как можно более естественный звук и потом исправить эквалайзером все имеющиеся в нем неравномерности.

Четкость и разборчивость звука большинства музыкальных инструментов определяются составом их гармоник. Человеческое ухо обладает способностью самостоятельно «подставлять» в звук плохо слышимые основные частоты при условии, что в воспринимаемом сигнале есть достаточное количество их гармоник. С учетом свойств слуха человека можно выделить ряд характерных частотных областей звукового диапазона:

> Частоты 31—50 Гц придают музыке ощущение мощности и силы. При излишнем подчеркивании могут сделать звук неразборчивым и «скучным», а также
в ряде случаев могут маскировать высокочастотные гармонические составляющие сигнала.
> Подъем АЧХ в области частот 80-125 Гц приводит к нежелательному «гудению» звука.
> Наиболее сложный участок звукового диапазона — 160-250 Гц. Слишком «много звука» в этой области сделает ваш микс скучным, однако и вырезание этих
частот отнимет у звука теплоту и мягкость. Именно здесь находятся основные
составляющие звука басовых инструментов — бас-гитары и ударных.
> Основные частоты и гармоники струнных, клавишных и перкуссии лежат в области 400 Гц—1 кГц. «Голос» практически любого инструмента лежит в области средних частот. При излишнем подъеме АЧХ в этой области звук может стать
неестественным.
> Регулированием АЧХ в области 5 кГц можно добиться "приближения/удаления" и "размытия/концентрирования" звукового сигнала.
> Область 8-20 кГц во многом ответственна за субъективно воспринимаемое качество звучания фонограммы. Правильная настройка АЧХ в этой области должна
придавать композиции ощущение глубины и пространства. Слишком много звука в области высоких частот делает звучание неестественно тонким и «песочным».

0

2

Спасибо, очень познавательно, особенно про компрессор

0


Вы здесь » Freedom Force Records - Official forum » Сведение » Некоторые рекомендации по применению динамической обработки