Андрей Старцев
Oчень часто на вопросы об использовании эквалайзеров отвечают частными советами типа «вырежи муть на 700 Гц» или «добавь презенса на 1200 Гц». Такие советы, к сожалению, практически не пригодны для реальной работы и больше вводят в заблуждение, нежели помогают.
Чтобы понять суть частотной коррекции, надо изучить физическую сторону вопроса, для чего советую обратиться к соответствующим теоретическим статьям М. Чернецкого, И. Алдошиной и др. в журнале «Звукорежиссер».
Здесь же речь пойдет о практическом использовании эквалайзеров.
Процесс частотной коррекции (эквализации) можно условно разделить на две части: техническую и художественную.
Техническая эквализация
Смысл технической эквализации в том, чтобы устранить «частотные» конфликты между инструментами. Связано это с нелинейностью человеческого слуха и, в частности, с эффектом слуховой маскировки (физиологическая природа этого эффекта описана в вышеупомянутых статьях).
Суть же эффекта такова: если имеются два источника звука с похожими (перекрывающимися) спектрами и один звук громче, чем другой, то мы перестаем слышать более тихий звук.
Яркий пример — разговор в метро: когда мимо проходит поезд, то в какой-то момент мы перестаем слышать, что говорит собеседник, то есть шум поезда, перекрывающий спектр человеческой речи, становится намного громче, и мы не слышим голоса собеседника.
То же самое происходит и со звуками инструментов. Все сталкивались с проблемой, когда по отдельности все инструменты звучат хорошо, а вместе получается каша. Эта самая «каша» и есть результат слуховой маскировки — в акустической музыке, где возможности коррекции минимальны и звук инструментов не меняется, избежать проблемы частотных конфликтов можно только правильной аранжировкой и оркестровкой.
В электронной музыке, где нет «устоявшихся» звуков, а эквалайзеры и темброблоки стоят на каждом шагу, постоянно возникают «частотные конфликты» между инструментами. Основная задача технической коррекции как раз и состоит в разрешении этих самых «частотных конфликтов».
Главные принципы:
1. Любой EQ менее заметно работает в минус, чем в плюс, поэтому всегда старайтесь вырезать, а не поднимать.
2. Так как слуховая маскировка — явление бинауральное, то панорамирование никак не может решить частотные конфликты. Поэтому коррекцию следует делать только в моно. Если зазвучит хорошо в монорежиме, то и в стерео будет звучать не хуже…
3. Решение частотных конфликтов проще делать «по парам» инструментов. Без определенной слуховой тренировки очень сложно определить в «общей каше», с какими именно инструментами возникают проблемы.
Человеческий слух в чем-то можно сравнить с работой спектроанализатора. Спектроанализатор показывает суммарный спектр всех инструментов на определенной частоте, а мы на этой частоте слышим только самый громкий звук, и наша задача — убрать все лишние частоты с инструментов, чтобы каждый звучал в своей частотной «нише».
При этом не важно, что по отдельности инструменты могут начать звучать плохо, важно — как они будут звучать вместе! Поначалу в этом анализе может помочь пороговый спектроанализатор (например, DOD RTA или программный Spectralab с правильными настройками). Во всяком случае, по нему всегда можно увидеть, на каких частотах происходит «перекрывание» спектров, и определить, какие частоты и у какого источника надо вырезать. Я ни в коем случае не призываю сводить «по спектроанализатору», сводить всегда нужно, опираясь только на собственные уши, но на начальном этапе обучение с помощью спектроанализатора — реальное подспорье.
Как уже указывалось выше, проще всего решать частотные конфликты «по парам» инструментов. Рассмотрим «классические пары».
Большой барабан и бас-гитара. Его спектр — довольно широкополосный (за счет «щелчка») с явно выраженным «горбом» в районе 70…200 Гц. Спектр бас-гитары почти линеен в диапазоне от 42 до 1000…1500 Гц. Как видим, налицо явное перекрытие спектров. Откройте на пульте каналы большого барабана и бас-гитары, выставьте примерный баланс, после этого отключите канал баса и запомните, как звучит большой барабан. После этого включите бас и внимательно слушайте, что произошло со звуком большого барабана в НЧ-области. Следует проделать этот эксперимент (закрывание-открывание баса) несколько раз, чтобы определиться точно, что произошло. Как правило, у большого барабана начинает пропадать НЧ-эффект, так называемый «пинок». Это как раз «заслуга» бас-гитары.
Решение данного конфликта обычно заключается в вырезании определенной частоты из баса, чтобы освободить «частотное окно» для НЧ-составляющей звука большого барабана. Можно попробовать сделать небольшой вырез (3…5 дБ) в спектре бас-гитары начиная с 50 Гц и смещать его до примерно 200 Гц. Вы услышите, что в какой-то момент большой барабан начнет «полновесно» звучать на самых низах. Здесь главное — не перестараться с «обрезанием» баса, иначе получим весьма выхолощенное звучание микса на низах.
Кстати, известное выражение «большой выше баса» или «большой ниже баса» имеет под собой весьма разумное физическое объяснение.
Одна из типичных ошибок начинающих звукорежиссеров — попытка решения этого конфликта путем подъема 70…150 Гц на большом барабане, в результате чего он станет звучать нормально, но будет «не в балансе». Делая большой барабан тише («сажая» его в баланс), мы «проваливаем» остальной спектр его и только усугубляем конфликт.
Бас и гитара
Это еще одна пара инструментов с перекрывающимся спектром — и источник грязи в миксе. Как мы знаем, спектр бас-гитары начинается от 42 Гц, спектр гитары, соответственно, от 84 Гц. Конечно, спектр бас-гитары «более басовый», но все равно перекрытие будет довольно значительное.
По аналогии с большим барабаном и басом открываем канал баса и канал гитары. Включая и выключая канал гитары, слушаем, что же происходит со звуком бас-гитары. Обычно получается «каша» и невнятность звучания в нижней середине, это как раз «перекрытие спектров» в районе 150…400 Гц.
Типичное решение конфликта — обрезание шельфовым фильтром низов у гитары. Тем самым освобождается «частотная ниша» для баса. Попробуйте настроить шельф на гитаре на 150 Гц и постепенно повышайте частоту среза — в какой-то момент станет слышно, что бас и гитара как бы «разделились» и грязи стало намного меньше.
Не нужно пугаться того, что в результате этой операции гитары остались практически «без низа», — так и надо. Послушайте старый рок — они там все так (немного пискляво) звучат. А современное «низкое звучание» гитар достигается не подъемом на 300…400 Гц, а понижением музыкального строя. Если мы оставим отрезок диапазона 200…400 Гц гитарам, то для баса места в миксе практически не останется.
Вокал
Голос — это главный инструмент! Он всегда должен быть отчетливо слышен и «закрывать» его ничто не должно. У многих начинающих звукорежиссеров возникают большие проблемы с «втискиванием» голоса в готовую фонограмму. На самом деле это делается очень легко, несмотря на то что спектр голоса меняется во время пения, редко какой исполнитель имеет певческий диапазон более полутора октав. Поэтому условно голос можно считать инструментом со статическим спектром.
Базовая частотная «дырка» под голос находится на частоте 600 Гц (при добротности эквалайзера в одну октаву). Этот вырез необходимо сделать во всех инструментах, которые звучат одновременно с голосом (бас, риффовые гитары, клавиши), за исключением барабанов.
Я всегда изначально делаю при записи вырез на 600 Гц, и если голос все равно конфликтует с чем-то, то можно сделать небольшой вырез октавой выше, на 1200 Гц, обычно это снимает все проблемы.
Немного «технологических тонкостей»: мало кто знает, что классический темброблок в гитарном комбике (bass/middle/treble) является пассивным, то есть всегда работает вниз, на вырезание, и когда все ручки стоят в «ноль», то мы имеем в АЧХ этого комбика три глубоких выреза.
Обычно частоты регулировок примерно таковы: BASS 100…200 Гц, MIDDLE 600 Гц, TREBLE 1200…2000 Гц. Обратите внимание, что ручка MIDDLE как раз заведует частотой «голосовой дырки» (кстати, ручкой BASS легко решается частотный конфликт с басом). Поэтому когда вы пишете риффы, которые будут звучать одновременно с голосом, то можете смело поставить MIDDLE в «ноль», и проблем потом будет меньше. А если вы записываете гитарное соло (то есть вокальное «окно» свободно), то можете этот самый MIDDLE «добавить по вкусу». Но следует учесть, что не у всех современных комбиков MIDDLE соответствует 600 Гц, у Randell, Peavey бывают и другие значения, то есть надо обязательно проверять!
Клавишные
Они в силу своей специфики могут иметь какой угодно спектр звучания, и, соответственно, конфликтовать со всем, начиная от большого барабана и заканчивая тарелками. Клавишные партии лучше «по отдельности» проверить на совместимость с большим барабаном, басом и гитарами, не забывая при этом «выстричь» вокальные 600 Гц.
При не очень умной аранжировке, когда клавишные начинают играть в одной тесситуре с гитарами или дублировать их партии, приходится клавишные «корежить» эквалайзером настолько сильно, что от них в финальном миксе может почти ничего не остаться.
Тарелки
Их спектр обычно лежит выше спектра гармонических инструментов (от 1000 Гц и выше). Но при микрофонном съеме в спектре тарелок может быть достаточно много НЧ/СЧ-составляющих, которые приведут к конфликтам с басом, гитарой или клавишными. Поэтому целесообразно «подрезать» шельфом средние частоты у тарелок. Попробуйте начать с частоты среза 800 Гц и двигаться выше. Но опять же не переусердствуйте в этом, иначе тарелки начнут звучать «ядовито» и неестественно.
Малый барабан
Его спектр — самый широкий. Он как бы «перебивает» во всех смыслах все остальные инструменты, и никаких окон под него освобождать не нужно. Но есть одна тонкость с коррекцией малого барабана. Классический 14" барабан имеет почти линейный спектр с характерным «горбом» примерно на 200…300 Гц. Это собственный резонанс барабана, и этот горбик лучше убрать — впоследствии намного проще будет «посадить» его в микс. Опять же в «разреженном» миксе с минимумом инструментов этого можно и не делать.
Вот, собственно, и все по минимуму. В результате технической эквализации мы должны получить «картинку», свободную от частотных конфликтов, все инструменты должны быть в балансе, отчетливо «читаться», и явной «грязи» быть не должно.
Художественная коррекция
Теперь давайте наведем лоск на то, что у нас получилось. Вот здесь как раз и пригодятся советы типа «убираем муть» и «добавляем презенса».
Большой барабан
У него обычно корректируют НЧ-составляющую (пинок) и ВЧ-составляющую (щелчок). Низкочастотная «телесность» в звуке большого барабана может быть «попсовой», с явно выраженным узким резонансом на 60…150 Гц, или «рокерской» с довольно «плоским» горбом от 60 до 200…300 Гц — это все дело вкуса.
Высокочастотной составляющей (щелчка) в живом большом барабане обычно недостаточно и ее приходится добавлять. Добавляют этот «щелчок» обычно в пределах 5000…8000 Гц, а если его делать ниже, то он может залезть в «гитарные» частоты.
Но обратите внимание — щелчок обычно добавляют после того, как вся картинка уже готова. На исходном звуке очень сложно угадать, в какой зоне и в каком количестве нужно делать этот самый щелчок.
Бас
Попробуйте что-нибудь вырезать в диапазоне 150…400 Гц, обычно на этих частотах у баса находятся «уханья» и «буханья». Также для лучшей «читаемости» басовой партии обычно добавляют «струны» (презенс) на 1000…1500 Гц, но это тоже лучше делать уже на готовой «картинке».
Гитары
На мой взгляд, хороший гитарный трек не нужно трогать, он и так нормально звучит. Можно подрезать низы и все. Иногда для «остроты» звучания добавляют немного в области 1200…3000 Гц или что-нибудь вырезают в этой зоне, но только если гитара звучит слишком «ядовито». Обратите внимание — у гитар ничего не нужно поднимать на частотах выше 3,5 кГц — ничего, кроме «зуда» и «жужжания», вы оттуда не вытащите! Частоты выше 3,5 кГц тщательно подавляются «кривыми» трансформаторами и гитарными динамиками, и стоит ли их после этого вытаскивать обратно?
Вокал
Коррекция голоса — самое опасное занятие. Очень просто сделать его в результате «плоским», «резким» и «неестественным». Подумайте как следует, прежде чем что-то в нем поправлять. Если вам не нравится звучание голоса, то стоит заменить вокальный микрофон!
Обычно эквализация вокала заключается в аккуратном подрезании шельфом излишних низов (частота среза в районе 300…400 Гц). Зачастую возникает необходимость сделать голос «поярче», чтобы отделить его от остальных инструментов, но корректно делается это не эквалайзером. Классический способ «заострить» голос — это записать его на ленту с включенным Dolby, а воспроизводить — без него. Этот способ применялся на очень многих «рокерских» записях. А если запись полностью цифровая, то можно применять спектральные процессоры типа Dolby 740 или вполне может подойти Digilab Activator.
Более подробно об использовании приемов «технической» и «художественной» эквализации для музыки разных стилей и жанров я расскажу в следующем материале.